Митягина Евгения Борисовна

Митягина Евгения Борисовна учитель химии и биологии. Категория высшая, стаж педагогической работы 30 лет,  награждена Дипломом Лауреата городского конкурса «Учитель года»;  Благодарностью МОиН Челябинской области за Проект «Здоровье»; Дипломом лауреата премии Губернатора работникам образования (Грант), Почетной  грамотой Министерства образования и науки Челябинской области.

Евгения Борисовна родилась в семье военного под Москвой в г. Электросталь, поэтому её школьные годы проходили в школах разных городов России, но окончила Евгения Борисовна школу №56 г. Челябинска. В свою родную школу пришла после окончания института, это было в 1985 году. Работала в индустриальном техникуме и школе № 97г. Челябинска. И вот уже 30 лет трудовой деятельности в МБОУ «СОШ № 105 г. Челябинска».

Митягина Е.Б. - требовательный педагог, отзывчивый и доброжелательный человек, творческий и многогранный. Конькобежный спорт, рисование, лепка из фарфора, а также  путешествия по России – всем этим она увлекается с детства. Интерес к истории России - ещё один источник вдохновения Евгении Борисовны для работы с детьми, в школе она много лет вела активную работу в музее имени Н. Ковшовой.

Евгения Борисовна рассказала о своей работе в школе в своей статье

«Не ждать, а действовать!»

Более 30 лет назад я впервые вошла в класс…

Что для меня самое важное в работе?! Конечно, мои ученики, мои коллеги, моя школа,  в которой я проработала тридцать лет (с момента её основания).

- Все начинается с урока.  Как много вопросов связано с этой фразой.

Как  построить урок, чтобы можно было реализовать все его учебно-воспитательные задачи?

Как увлечь, заинтересовать, заставить сопереживать?

Как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Чем удивить?

Как найти и подобрать то, что сделает процесс интересным, творческим, запоминающимся? 

Как дать возможность раскрыть свои способности, научить трудиться самостоятельно?

С годами приходил опыт, знания, но вопросов не становилось меньше.  Наверное, потому что профессия учителя уникальна, «лучший ученик в классе – это сам учитель!».

Отличное знание своего предмета, методическое мастерство, эрудиция учителя высоко оцениваются учащимися. Большое уважение, любовь проявляют ученики очень часто именно к мастерам своего дела. Это обязывает учителя держаться на уровне современной науки. Путь учителя – всегда вперед, остановившегося непременно обгонит время – и молодость – самый точный хронометр века – сразу засечет отставание. Работа над усовершенствованием себя всегда тяжела – это знает каждый. Есть службы, которые заставляют человека подниматься над своими слабостями. Избравший профессию учителя, сам себя назначает на такую службу.

К сожалению, сегодня, химия для многих – предмет не первостепенной важности и на его изучение  отводится не так много времени, как хотелось бы. И ещё: чем дольше работаешь в школе, тем больше хочется успеть на уроке, а времени катастрофически не хватает. Ведь помимо решения задач и составления уравнений хочется показать ученикам, что за каждым открытием -  страничка человеческой жизни: горечи, разочарования, победы, признания учёных… Хочется научить ребят пользоваться полученными знаниями, потому что (соглашусь с мнением   Михаила  Васильевича Ломоносова): "Широко простирает химия руки свои в дела человеческие".  Эта крылатая фраза Ломоносова в настоящее время особенно актуальна. Химия сегодня - это продукты и лекарства, горючее и одежда, удобрения и краски, анализ и синтез, организация производства и контроль качества его продукции, подготовка питьевой воды и обезвреживание стоков, экологический мониторинг и создание безопасной среды обитания человека. Именно поэтому в своей работе особое внимание я  уделяю гуманизации предмета.

Существует мнение, что работа учителя скучна и однообразна. Учитель из года в год преподает одно и то же, ведь учебные программы меняются несущественно.  Конечно, они претерпевают кое-какие изменения, но даже если бы и пришлось читать одно и то же, буква в букву, неинтересным учебный процесс стать не может. Ведь дети-то всегда разные, более того, не бывает даже одинаковых классов. В 9-А, например, идешь со смутной тревогой, не зная, какой сюрприз тебя ждет на этот раз, а в 9-Б отправляешься со спокойной душой, потому что уроки проходят  продуктивно, дети сосредоточенные. Иногда ученики задают такие вопросы, что, даже зная материал урока назубок, начитавшись дополнительной литературы и думая, что о предмете невозможно знать больше, «диву даешься» и не сразу находишь, что ответить. Работать в школе всегда трудно, но, поверьте, никогда не скучно.

Проработав много лет в школе, я так и не могу найти ответ на вопрос:  Кто же я? Учитель-предметник, воспитатель, а может быть, психолог?! 

Как учитель химии я стараюсь привить любовь к своему предмету, учу впитывать знания с охотой, любознательно добывать их из книг, из самой жизни.

Как классный руководитель направляю детей, не знающих ни цены времени, ни цены своему здоровью, ни цены бесчисленным жертвам, принесенным ради счастья.

А как не быть психологом? Далеко не просто заглянуть в душу каждому ребенку, понять, что им движет, почему он, например, при хороших способностях плохо учится, почему Дима все время ходит подавленный, а Маша, наоборот, неестественно весела. Более того, иногда самый элементарный «светский» выход в театр может стать испытанием  нервов учителя, поскольку дети, при всем желании, не в состоянии долго сидеть на месте. Когда я возила своих подопечных в цирк, приходилось их пересчитывать на каждой остановке, и я была похожа на наседку, а моих учеников эта «процедура» жутко веселила.

Вот и получается, что Учитель не только преподает предмет, он целиком и полностью отвечает за жизнь и здоровье детей на уроке и внеклассных мероприятиях. А еще учитель должен развивать детей морально и духовно, это, поверьте, намного сложнее. Какими средствами достичь эти цели? Я думаю,  при воспитании подрастающего поколения хороши все средства. Даже если педагог рычит и хохочет, катается по полу во время уроков - это не беда. Бойтесь равнодушных учителей, ведь именно с их молчаливого согласия ученики избивают друг друга, рычат и хохочут, катаются по полу на уроках.

Педагог, чтобы отвечать современным повышенным требованиям, должен постоянно пополнять знания, работать со значительным напряжением сил, обладать развитым чувством ответственности за свои действия. «Не ждать, а действовать!» — именно этот девиз стал основой моей работы, ведь я стараюсь реально оценивать задачу дня, разрабатывая и внедряя опыт компьютеризации процесса образования учащихся. Поиск приводит к обнадеживающему результату: появились разновидности программ; обозначились уровни их надежности; заметно расширились формы занятий, где программы удачно вписались в учебный процесс. Все это требует творческого осмысления и продолжения работы. Все это нашло  отражение в образовательной инициативе «Наша новая школа».

П.П. Болонский писал: «Можно быть педагогом, сделавшим только первый шаг: изучив свой предмет. Это минимум, не зная которого, никого ничему не научишь. Лучше быть педагогом, сделавшим второй шаг: изучив теорию обучения и воспитания детей. Но только тот педагог в самом истинном смысле слова, кто сделал и третий шаг: кто добыл очень серьёзное образование, кто внимательно изучил педагогический опыт народа и школы, кто хорошо знает психологию, физиологию, философию, социологию, логику». Я пытаюсь сделать третий шаг на закате своей педагогической деятельности. И может быть, кому-нибудь крупицы моего опыта помогут сделать его уже в начале педагогического пути. «Не ждать, а действовать!»

Сегодня на наших глазах изменяется страна, изменяется школа. Все что бурлит вокруг, хлынуло в классы. Жизнь современного ученика не менее динамична, чем жизнь общества. Успешно идут процессы компьютеризации, технологизации школы, которые, несомненно, помогают учителю развивать интеллект школьников, но не будят его душу. Философ Сковорода заметил: «Душа – это то, что делает траву травой, деревья – деревьями, а человека – человеком. Без нее трава – сено, деревья – просто дрова, а человек – труп».

Человек, лишенный человечности – носитель зла. Поэтому сейчас больше, чем когда бы то ни было, учителей волнует духовно-нравственный мир ребенка. Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. И какие благодарности могут сравниться с этим учительским счастьем!»