Степан Сергеевич Подольный

Покорение мечты

Знакомо ли вам ощущение восторга перед грандиозным замыслом природы? Чувство головокружительной высоты, свободы и понимание, что ты часть этого мира? Такое состояние можно испытать в горах.

Я давно мечтал совершить восхождение на гору Эльбрус. Но не было возможности и времени.  Прошлой осенью я пообещал себе больше не откладывать эту мечту и начал готовиться. Это путешествие требует и душевных, и физических затрат и большой подготовки. Понемногу начал закупать снаряжение и продукты для похода, тренировался физически, много ходил пешком и бегал 1-2 раза в неделю.

25 июля 2023 года мы всей семьей отправились в сторону горы Эльбрус. Путь на машине мы выбрали сознательно, потому что это дает возможность останавливаться там, где хочется. По пути мы можем  посетить места и локации, которые нам интересны.

И этой возможностью мы с удовольствием пользовались! В городе Тольятти побывали в музее военной техники под открытым небом, даже забрались в подводную лодку, быт которой смогли посмотреть изнутри. Мы были под большим впечатлением от музея и провели в нем более 3-х часов. Следующей такой локацией был буддийский храм в Элисте, он считается самым большим в Бурятской республике и в Европе. В центре храма стоит большая золотая статуя Будды. Посетив этот храм, мы смогли немного прикоснуться к истории и традициям Бурятского народа и больше узнать о еще одной народности России.

Город Юрюзань

Музей военной техники

Золотая обитель Будды Шакьямуни и статуя Белого старца

Золотая статуя Будды Шакьямуни

Верблюд

Через три дня автопутешествия мы въехали в Баксанское ущелье, в конце которого возвышался красавец Эльбрус. Отдохнув несколько дней после дороги, мы пошли всей семьей в свой первый акклиматизационный выход на озеро Сылтран кель (3200 метров над уровнем моря). Это небольшой поход: всего 10 км в одну сторону, но с крутым набором высоты и большим перепадом в 1700 м над уровнем моря. Не доходя до озера, мы сделали лагерь на ночевку, потому что устал наш главный, самый маленький участник похода). В лагере было интересно, мы наблюдали, как появляются и подымаются по ущелью облака, и это было необычно и захватывающе.

Утром мы налегке поднялись до самого озеро и полюбовались его красотами.

озеро Сылтран кель (3200)

На следующий день мы отправились в долину нарзанов, попробовали нарзановой воды прямо из-под земли. И посетили небольшой музей Владимира Высоцкого и гор.

Нарзановый источник

Следующий небольшой поход с акклиматизацией мы совершили на водопад Девичьи косы, озеро над водопадом и безымянную вершину возле обсерватории над озером, на высоте 3400 над уровнем моря.

водопад Девичьи косы

Безымянная вершина 3400м

На следующий день мне предстояло в одиночку подняться на одну из вершин горы Чегет (3400 метров). Можно было бы воспользоваться подъёмником до высоты 3100 метров, но нужно было идти пешком. Моя семья присоединилась ко мне чуть позже на подъёмнике.

Гора Донгуз-Орун и ледник семерка

Теперь нам предстояло более близкое знакомство с Эльбрусом. Утром мы пошли на поляну Азау и на подъемнике поднялись на станцию Гарабаши (3800 метров), что находится на южном склоне Эльбруса.

На фоне Эльбруса

Оттуда мы поднялись на высоту 4100 метров, где я заранее присмотрел место для палатки.

5 августа 2023г я начал свое одиночное восхождение на вершину горы Эльбрус. Поднявшись на высоту 4100 метров, разбил свой маленький лагерь и пошёл на первую высотную акклиматизацию, на высоту 4700 метров.

на высоте 4700м

долину спрятало облако

На следующий день мне предстоял ещё один, завершающий акклиматизационный выход на высоту 5100 метров. Выход прошел хорошо, но во время чаепития на высоте, как выяснилось позже, я получил ожег нижней половины лица 3 степени ))) И это всего примерно за 15 минут пребывания на солнце без маски.

Предпоследний день на Эльбрусе был днем отдыха, нужно было восстановиться перед штурмом и подготовиться к ночному восхождению.

Восхождение на Эльбрус начинают ночью. 8 августа 2023г в 00:00 я начал штурм вершины. Один я двигался быстрее, чем группы, которые вышли одновременно со мной. Первый вертикальный километр я преодолел за 5 часов, далее небольшой 15 минутный отдых и переход на седловину, на высоту 5300 метров. На седловине еще небольшой отдых и небольшая смена одежды, так как вышло солнце и стало очень жарко.

От седловины идет самый сложный участок: он проходит по очень крутому склону и там нужно работать с веревкой. После преодоления склона оставалось немного: всего метров 100 – 150 метров по горизонтали и 40 метров по вертикали. Этот участок называется «тропа зомби», и она не менее сложная, чем вертикальный подъем. Приходилось отдыхать каждых 3-4 шага, и эти 150 метров были самые долгие в моей жизни и самые тяжёлые, а высота составляла уже 5600 метров. Спустя 30-40 минут, я, как зомби, сделал последний шаг на вершинный пик 5642 метров Западной вершины. На вершину я попал в 9:20. Получается, что с высоты 4100 метров до вершины 5642 метров я поднялся за 9 часов 20 минут.

Предстоял путь обратно. В своем лагере я был в 13:00, по обедал, собрал вещи и спустился вниз к семье. Теперь нас ждал отдых на море.
Чувство исполнения давней мечты чем-то похоже на вид с Эльбруса.